Вторник, 19.03.2024, 09:55

                                                                                                                                                       Вы вошли как Гость | Группа "Гости" RSS
     




ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

лицея №6 города Бердска Новосибирской области

(перспективный план развития)

 

1. Общие положения

1.1. Психологическая СЛУЖБА МАОУ «Лицей №6 города Бердска» (далее Служба) создаётся в целях эффективного сопровождения учебно-воспитательного процесса. В целом Служба в образовательных учреждениях призвана обеспечивать профилактику нару­шений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию их личности  в процессе воспитания, образования и социализации.

1.2. Эффективность психологических мероприятий напрямую связана с комплексным подходом к ним. Именно поэтому важно создать не только Психологическую СЛУЖБУ в лицее, но и СИСТЕМУ, обеспечивающую преемственность психологического сопровождения учащихся – начиная с подготовительных групп и заканчивая выпускниками.  

1.3. В своей деятельности Служба руководствуется:

·         международными актами в области защиты прав детей,

·         Законом Российской Федерации «Об образовании»,

·         федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области,

·         нормативными правовыми актами Министерства образо­вания РФ и Департамента образования Новосибирской области,

·  Положением о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образо­вании РФ от 22.10.1999 г. № 636.

1.4. Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими специалистами лицея, представителями всех субъектов, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья несовершеннолетних. Взаимодействие со специалистами осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.

1.5. Деятельность Службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) обучающихся. Проведение любых видов работы без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних не допускается.

2.ЦЕЛЬ  и ЗАДАЧИ  Службы

Педагогоическая психология – это частнопсихологическое направление, призванное исследовать, объяснять и корректировать психовозрастные процессы взросления ребёнка. Педагог-психолог появился в российских школах на рубеже 80-х – 90-х годов минувшего столетия, когда был провозглашён индивидуальный подход в обучении и воспитании детей.

В рамках выполнения новых ФГОСов, актуальным становится всестороннее развитие общеучебных, личностных и социальных навыков учащихся, начиная с первых школьных дней.

2.1. Цель создания Службы в лицее (перспективная) – поэтапное включение всех участников (педагогов, учащихся, родителей) в систему отслеживания, развития и совершенствования личностных, социальных и интеллектуальных  качеств и достижений для более эффективной реализации себя в учебно-воспитательном процессе.

2.2. Задачи:

2.2.1. Координировать работу узких специалистов в школе (логопеда, психологов) и  включить их в общую систему взаимодействия.

2.2.2. Обеспечить мониторинг качества учебно-воспитательного процесса, создать грамотную и эффективную систему отслеживания результатов  учебной и воспитательной деятельности.

2.2.3. Способствовать развитию у учащихся положительной мотивации к процессу преодоления трудностей, помочь обрести веру  в самого себя и свои возможности  – повышать самооценку.

2.2.4. Формировать общую психологическую культуру у всех участников педагогического пространства школы (учащихся, педагогов, родителей), стремление к приобретению знаний о себе и совершенствованию личностных качеств.

2.2.5. Учить сохранять психологическое равновесие в отношениях, способствовать установлению бесконфликтной среды в лицее.

2.2.6. Формировать потребность в здоровом образе жизни, закрепить навыки психогигиены.

2.2.7. Создавать положительный фон жизненных перспектив у выпускников лицея, помочь спланировать свою дальнейшую жизнь: социально и  профессионально самоопределиться.

3. Основные НАПРАВЛЕНИЯ деятельности Службы

Основными направлениями деятельности Службы являются психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование. Психологическое сопровождение включает в себя целый ряд мероприятий, обеспечивающих формирование психоэмоциональной и коммуникативной стабильности, а также высокой учебной результативности.  

3.1.Психологическая диагностика, как комплекс стандартизированных измерительных материалов, предполагающих выводы о состоянии исследуемого качества и рекомендации по коррекции, способствует как выявлению и сглаживанию  негативных сторон развития личности, так и определению, формированию и дальнейшему развитию способностей, в первую очередь, интеллектуальных. Диагностика направлена на:

3.1.1. получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях учащихся, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;

3.1.2.выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей учащихся для обеспечения наиболее полного личностного и профессиональ­ного самоопределения;

3.1.3. определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии учащихся.

 

3.2.Психологическая коррекция (и развивающая работа) предусматривает активное взаимодействие психолога с учащимися, обеспечивающее их психическое развитие и становление личности, реализацию возрастных и индивидуальных возможностей развития и  призвана поэтапно способствовать исправлению недостатков развития личности  ребёнка (коллектива или партнёров общения) – средствами и приёмами, приемлемыми в школе и с согласия родителей несовершеннолетних учащихся.

3.3.Психологическое просвещение направлено на формирование эффективных педагогических и родительских установок, способствующих психическому здоровью как значимых взрослых, окружающих ребёнка, так и целых систем воспитания и обучения («семья», «класс», «группа сверстников», «коллектив педагогов»).  Предусматривает деятельность по:

3.3.1.повышению психологической культуры всех участников образовательного пространства лицея;

3.3.2.формированию потребности в психологических знаниях и их практическому применению, желания использовать психологические знания в работе с ребенком или в интересах личностного и профессионального роста у педагогов и родителей;

3.3.3. формированию потребности у всех участников образовательного пространства лицея в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.

 

3.4.Психологическая профилактика способствует формированию здорового образа жизни в целом, успешной социализации, соблюдению психогигиенических норм, а также предупреждения влечений к вредным привычкам. Самые распространённые формы просветительских и профилактических мероприятий в школе – это информационные и демонстрационные лекции-беседы, ролевые и деловые игры, тренинги. Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

3.4.1. разработке, апробации и внедрению развивающих программ для учащихся разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

3.4.2. контролю за соблюдением психогигиенических условий общения и развития учащихся в лицее и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности несовершеннолетних на каждом возрастном этапе; предупреждением неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

3.4.3. обеспечению условий оптимального перехода учащихся на следующую возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психиче­ском развитии и становлении личности учащихся в процессе не­прерывной социализации;

4.4.4.подготовке выпускников лицея к осознанию профессиональных перспектив;

4.4.5.своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья.

 

3.5.Психологическое консультирование представляет собой однократный или поэтапный диалог, основывающийся на  доверительных и профессиональных отношениях между педагогом-психологом и запрашивающим специализированную психологическую помощь (учеником, педагогом, родителем, представителями администрации) и базирующийся на принципах психологической этики. Виды консультирования:

3.5.1.Консультирование учащихся по широкому кругу вопросов,
связанных с учением, развитием, личностным и профессиональным само
определением, взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками.

3.5.2.Консультирование администрации по вопросам управления педагогическим коллективом; пе­дагогов – по вопросам развития, обучения, воспитания и образования де­тей и подростков.

3.5.3.Консультированию родителей (законных представителей) и членов семей несовершеннолетних по вопросам воспитания, семейных и меж­личностных взаимодействий.

 

4. ЭТАПЫ формирования Службы

В соответствии с физическими, психологическими и социальными особенностями формирования новых отношений и освобождения от опыта прошлых правил и установок в социуме период формирования Службы в лицее  можно разделить на

III ЭТАПА:

I  ЭТАП – аналитический и адаптационный: изучение специалистами Службы потребностей  и особенностей образовательного учреждения, формирование запроса на психологическую деятельность, а также планирование работы Службы (I четверть 2012-2013 учебного года).

II  ЭТАП – когнитивный: период активного внедрения психологических принципов и  форм взаимодействия в жизнь лицея, накопления и закрепления новых – психологических –  знаний,   умений и качеств у всех участников образовательного пространства ( II-III четверть 2012-2013 учебного года ).

III  ЭТАП – результативный: проявление новых навыков и умений в  поведении всех участников образовательного пространства лицея, появление первых результатов функционирования Службы в лицее – средствами изучения удовлетворённости работой специалистов Службы и продуктивности деятельности  самой Службы (IV четверть 2012-2013 учебного года).

Далее, в 2013-2014 году и в последующие учебные годы, в лицее будет действовать СИСТЕМА работы Психологической службы – с ежегодными итоговыми (и промежуточными – четвертными) отчётами по всем направлениям работы, что позволит администрации лицея отследить эффективность работы специалистов и всей Службы в целом.

 

13.09.2012

Руководитель структурного подразделения «Психологическая служба»

Краснощёкова Т.Н.



Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 163
Полезные ссылки
Наши ссылки
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz