ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЕ
лицея №6 города Бердска
Новосибирской области
(перспективный план развития)
1. Общие положения
1.1. Психологическая СЛУЖБА МАОУ «Лицей №6 города Бердска» (далее
Служба) создаётся в целях эффективного сопровождения учебно-воспитательного
процесса. В целом Служба в образовательных учреждениях призвана обеспечивать
профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать
развитию их личности в процессе воспитания,
образования и социализации.
1.2. Эффективность психологических мероприятий напрямую связана с комплексным подходом к ним. Именно поэтому
важно создать не только Психологическую СЛУЖБУ в лицее, но и СИСТЕМУ,
обеспечивающую преемственность психологического сопровождения учащихся –
начиная с подготовительных групп и заканчивая выпускниками.
1.3. В своей деятельности Служба
руководствуется:
·
международными актами
в области защиты прав детей,
·
Законом
Российской Федерации «Об образовании»,
·
федеральным законодательством и законодательством
Новосибирской области,
·
нормативными правовыми актами Министерства образования РФ и Департамента
образования Новосибирской области,
· Положением о Службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образовании РФ от
22.10.1999 г. № 636.
1.4. Деятельность Службы
осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими специалистами
лицея, представителями всех
субъектов, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья несовершеннолетних. Взаимодействие со специалистами
осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.
1.5. Деятельность
Службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными
представителями) обучающихся. Проведение любых видов работы без согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних
не допускается.
2.ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ
Службы
Педагогоическая психология – это частнопсихологическое
направление, призванное исследовать, объяснять и корректировать психовозрастные
процессы взросления ребёнка. Педагог-психолог появился в российских школах на
рубеже 80-х – 90-х годов минувшего столетия, когда был провозглашён
индивидуальный подход в обучении и воспитании детей.
В
рамках выполнения новых ФГОСов,
актуальным становится всестороннее развитие общеучебных, личностных и
социальных навыков учащихся, начиная с первых школьных дней.
2.1. Цель создания Службы в лицее
(перспективная) – поэтапное
включение всех участников (педагогов, учащихся, родителей) в систему
отслеживания, развития и совершенствования личностных, социальных и
интеллектуальных качеств и достижений
для более эффективной реализации себя в учебно-воспитательном процессе.
2.2. Задачи:
2.2.1. Координировать работу узких
специалистов в школе (логопеда, психологов) и
включить их в общую систему взаимодействия.
2.2.2. Обеспечить мониторинг качества
учебно-воспитательного процесса, создать грамотную и эффективную систему
отслеживания результатов учебной и
воспитательной деятельности.
2.2.3. Способствовать развитию у учащихся
положительной мотивации к процессу преодоления трудностей, помочь обрести
веру в самого себя и свои
возможности – повышать самооценку.
2.2.4. Формировать общую психологическую
культуру у всех участников педагогического пространства школы (учащихся,
педагогов, родителей), стремление к приобретению знаний о себе и
совершенствованию личностных качеств.
2.2.5. Учить сохранять психологическое
равновесие в отношениях, способствовать установлению бесконфликтной среды в
лицее.
2.2.6. Формировать потребность в здоровом
образе жизни, закрепить навыки психогигиены.
2.2.7. Создавать положительный фон жизненных
перспектив у выпускников лицея, помочь спланировать свою дальнейшую жизнь:
социально и профессионально
самоопределиться.
3.
Основные НАПРАВЛЕНИЯ деятельности Службы
Основными
направлениями деятельности Службы являются психодиагностика,
развивающая и психокоррекционная работа, психологическое просвещение, психологическая
профилактика, психологическое консультирование.
Психологическое сопровождение включает в себя целый ряд мероприятий, обеспечивающих
формирование психоэмоциональной и коммуникативной стабильности, а также высокой
учебной результативности.
3.1.Психологическая
диагностика, как комплекс стандартизированных измерительных материалов, предполагающих
выводы о состоянии исследуемого качества и рекомендации по коррекции, способствует
как выявлению и сглаживанию негативных
сторон развития личности, так и определению, формированию и дальнейшему
развитию способностей, в первую очередь, интеллектуальных. Диагностика
направлена на:
3.1.1. получение своевременной информации об индивидуально-психологических
особенностях учащихся, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи
детям, их родителям, педагогам;
3.1.2.выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей учащихся
для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
3.1.3. определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии учащихся.
3.2.Психологическая коррекция (и
развивающая работа) предусматривает активное взаимодействие психолога с
учащимися, обеспечивающее их психическое развитие и становление личности, реализацию
возрастных и индивидуальных возможностей развития и призвана поэтапно
способствовать исправлению недостатков развития личности ребёнка (коллектива или партнёров общения) –
средствами и приёмами, приемлемыми в школе и с согласия родителей
несовершеннолетних учащихся.
3.3.Психологическое просвещение направлено
на формирование эффективных педагогических и родительских установок,
способствующих психическому здоровью как значимых взрослых, окружающих ребёнка,
так и целых систем воспитания и обучения («семья», «класс», «группа
сверстников», «коллектив педагогов»). Предусматривает деятельность по:
3.3.1.повышению психологической культуры
всех участников образовательного пространства лицея;
3.3.2.формированию потребности в психологических знаниях и их практическому применению, желания
использовать психологические знания в работе с ребенком или в интересах личностного и профессионального роста у педагогов и родителей;
3.3.3. формированию потребности у всех участников образовательного пространства
лицея в самопознании,
саморазвитии и самосовершенствовании.
3.4.Психологическая
профилактика способствует
формированию здорового образа жизни в целом, успешной социализации, соблюдению
психогигиенических норм, а также предупреждения влечений к вредным привычкам. Самые
распространённые формы просветительских и профилактических мероприятий в школе –
это информационные и демонстрационные лекции-беседы, ролевые и деловые игры,
тренинги. Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
3.4.1. разработке, апробации и внедрению
развивающих программ для учащихся разных возрастов с учетом задач каждого
возрастного этапа;
3.4.2. контролю за соблюдением психогигиенических условий общения и развития учащихся в лицее и семье,
обеспечением гармоничного, психического развития и
формирования личности несовершеннолетних на
каждом возрастном этапе; предупреждением неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
3.4.3. обеспечению условий оптимального перехода учащихся на следующую возрастную ступень, предупреждению
возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности учащихся в
процессе непрерывной социализации;
4.4.4.подготовке выпускников лицея к осознанию профессиональных
перспектив;
4.4.5.своевременному предупреждению возможных
нарушений психосоматического и
психического здоровья.
3.5.Психологическое консультирование представляет собой однократный или
поэтапный диалог, основывающийся на
доверительных и профессиональных отношениях между педагогом-психологом и
запрашивающим специализированную психологическую помощь (учеником, педагогом,
родителем, представителями администрации) и базирующийся на принципах
психологической этики. Виды консультирования:
3.5.1.Консультирование
учащихся по широкому кругу вопросов,
связанных с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, взаимоотношениями со взрослыми и
сверстниками.
3.5.2.Консультирование
администрации по вопросам управления педагогическим коллективом; педагогов – по
вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков.
3.5.3.Консультированию родителей (законных представителей) и членов семей несовершеннолетних по вопросам
воспитания, семейных и межличностных
взаимодействий.
4.
ЭТАПЫ формирования Службы
В соответствии с
физическими, психологическими и социальными особенностями формирования новых
отношений и освобождения от опыта прошлых правил и установок в социуме период формирования Службы в лицее можно разделить на
III
ЭТАПА:
I ЭТАП – аналитический
и адаптационный: изучение
специалистами Службы потребностей и
особенностей образовательного учреждения, формирование запроса на
психологическую деятельность, а также планирование работы Службы (I четверть 2012-2013 учебного года).
II
ЭТАП – когнитивный:
период активного внедрения психологических принципов и форм взаимодействия в жизнь лицея, накопления
и закрепления новых – психологических –
знаний, умений и качеств у всех
участников образовательного пространства ( II-III четверть 2012-2013 учебного года ).
III ЭТАП – результативный:
проявление новых навыков и умений в
поведении всех участников образовательного пространства лицея, появление
первых результатов функционирования Службы в лицее – средствами изучения
удовлетворённости работой специалистов Службы и продуктивности деятельности самой Службы (IV четверть 2012-2013 учебного года).
Далее, в 2013-2014 году и
в последующие учебные годы, в лицее будет действовать СИСТЕМА работы Психологической
службы – с ежегодными итоговыми (и промежуточными – четвертными) отчётами по
всем направлениям работы, что позволит администрации лицея отследить
эффективность работы специалистов и всей Службы в целом.
13.09.2012
Руководитель
структурного подразделения «Психологическая служба»
Краснощёкова Т.Н.